Весь современный Российский бизнес построен поколением X, и сейчас в него очень активно вливается поколение Y.
Наш автор провела серьёзную исследовательскую работу и выяснила, как «игреки» видят карьеру своей мечты и каковы их жизненные приоритеты.
КАЖДЫЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
Эти «иксы» и «игреки» в названиях поколений выбраны не случайно. Ведь каждое новое поколение не похоже на предыдущее, и они очень по-разному смотрят на мир. Каждое представляет загадку для другого. Но неизменно у любого нового поколения будут и свои вызовы, и трудности, и свои достижения.
Для начала немного теории: к поколению X авторы «теории поколений» Уильям Штраус и Нил Хоув относят тех, кто рожден в период с 1963 по 1984 год, поколение Y — те, кто родился с 1984 по 2000 год. Почему ученые поделили нас именно по принципу двадцатилетий? Авторы теории заметили, как меняется общая атмосфера в обществе каждые 20 лет, как будто каждое поколение получает возможность себя проявить. За «идеалистами» следуют «странники», за «героями» приходят беззаботные «художники», а потом все повторяется сначала. За 80 лет любое общество успевает пережить кризис и возродиться.
Хотя теория поколений — это всего лишь теория, во многих странах к ней прислушиваются более чем серьезно. Например, среди клиентов Хоува — медиаконцерны (CNN, Hearst) и университеты, армия США, компании вроде Ford и PepsiCo. Его компания готовит доклады о том, как привлекать молодых американских избирателей, и заранее составляет прогнозы для поколения, которое еще ходит в школу.
Все дело в том, что жизненная позиция человека формируется в возрасте до 10-12 лет, когда ребенок некритично воспринимает установки и ценности своего окружения и буквально впитывает то, что носится в воздухе, включая лозунги, рекламные слоганы и даже фразы из любимых кинофильмов. Особое влияние имеют исторические события, которые пришлись на долю данного поколения. Стратегии поведения, базовые отношения к семье, ценности уже останутся практически неизменными в его дальнейшей жизни.
Чем же на самом деле различаются представители поколения X и поколения Y, живущие на широких просторах России и ближнего зарубежья?
X: ПОКОЛЕНИЕ С КЛЮЧОМ НА ШЕЕ
И правда, поколение X — это «дети с ключом на шее», которые сами уже в первом классе приходили из школы домой. Их детство — игры всем двором, субботники в школе, шефство над отстающими, «за мир во всем мире», один бутерброд, поровну разделенный на всех на переменке. На работе такой сотрудник по умолчанию считается с мнением кол-ектива, легко работает в команде и помогает новичкам. Остается после работы и в выходные, редко просит о повышении.
Каковы нематериальные мотиваторы для этих опытных профессионалов 40-50 лет? Позитивные, дружеские отношения с коллегами, с которыми они «пуд соли съели». Для них важно, если в компании построена эффективная корпоративная культура с такими ценностями, как командность, сплоченность, взаимопомощь, поддержка.
Их и самих можно назвать хранителями исто-ии и корпоративной культуры. Только поколе-ие X помнит, как начиналось огромное издательство с трех человек, как делались первые выпуски газеты «на коленке», как работали ночами и без выходных. Могут рассказать, как случился дефолт 1998, но никто не ушел из компании, несмотря на сокращение зарплаты, или как все вместе строили новое здание фирмы. Ценности X — упорный труд, профессионализм. Потребность — вознаграждение, карьерное продвижение, стабильность. Мотивация — сложные проекты, конкуренция с коллегами.
Y: ПОКОЛЕНИЕ СО СМАРТФОНОМ В РУКЕ
Они верят в свою удачу и рассчитывают на быстрый успех. В отличие от «иксов», «игреки» не станут работать просто за идею. Они привыкли жить быстро: отработать, увидеть реальные результаты своего труда, немедленно получить оплату и быстро ее потратить.
Еще одна особенность этого поколения — приприеме на работу называть сумму, исходя из своих потребностей, а не реального опыта и образования, и претендовать на топовые должности. Надо отметить, руководители служб персонала идут навстречу пожеланиям «игреков»: оказывается, во многих компаниях существуют негласные правила для управления сотрудниками разных поколений. Те, кого отнесли к поколению X, возможно, даже не догадываются, что слова «надо потерпеть», «мы вынуждены идти на сокращение зарплат, чтобы сохранить ставки» бывают адресованы только им. Примерно в то же время соискатели из поколения Y слышат: «у нас есть резервы», «мы найдем возможность для финансирования».
Но есть и сюрпризы, которые готовит работодателю традиционной компании молодой перспективный сотрудник. Спустя год или два после приема на работу, когда его промахи еще прощаются старшими, но зарплата уже возросла, он приносит заявление об уходе. Менеджер говорит, что хочет отдохнуть; редактор сайта давно мечтала учиться в Сорбонне и уже сдала экзамены; секретаря позвали в новый телепроект продюсером. Они постоянно на связи и в контакте, мгновенно узнают о новых возможностях и всегда будут интересоваться перспективами. Отныне увольнение, которым раньше пугали «иксов», становится головной болью руководства.
Изменилось и отношение к коллективу. Если поколение X приходит на работу, чтобы трудиться в коллективе единомышленников, «игреки» уже присутствуют в коллективе постоянно — ежедневно общаясь с друзьями в соцсетях. Им не надо искать друзей на работе. По этой же причине молодой руководитель-«игрек» в традиционной компании двигает кадры! и спокойно заменяет опытных сотрудников новичками.
Чтобы удержать «игрека» на работе, нужны постоянные вызовы, перемены и при этом постоянное внимание и одобрение руководства. Если для поколения X важна поддержка, стабильность, для Y важнее совсем другие ценности: проявить себя, бросить вызов традициям, быть отмеченным, постоянно менять условия, если они были заданы другими, и получить удовольствие. Таковы результаты 150-страничного исследования агентства Gallup, озаглавленного How Millenials Want to Work and Live.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Поколение Y в детстве редко видело родителей, которым в годы перестройки приходилось искать пути обеспечить семью. Скорее всего, они слышали слова «сокращение», «найти работу» не один раз. Поэтому это первое поколение, которое совсем не желает жертвовать своей жизнью ради работы. Хорошо это или плохо? Если подумать, ответ не так однозначен.
«Игреки» захватили и аскетичный быт детских садов 90-х, и расцвет и бум потребления. На их глазах компьютер из игровой приставки превратился в способ общения, а потом и вовсе в живой мир. Поэтому ценности Y — изменения, немедленное вознаграждение, оптимизм, гибкость. Ведь на их глазах мир менялся к лучшему. Гибкость они понимают не как способность идти на компромисс, а как способность изменить обстоятельства, «настроить их под себя», как компьютерную игру. В атмосфере стабильности они чувствуют себя неуютно и будут переиначивать даже то, что отлажено и хорошо работает.
Их потребности: повышенное внимание, общение, постоянная обратная связь, быть в центре событий, достижение, успех, развитие.
КАК ЗАСТАВИТЬ ИХ ОСТАТЬСЯ
«Игрек» останется там, где ему хорошо, где понятия «коллектив» и «условия труда» заменили «fun», «атмосфера», «драйв». Ценности нового поколения — живи настоящим и будь счастлив («ведь вы этого достойны»). Это подразумевает физический и психологический комфорт. Саморазвитие понимается как возможность посмотреть мир, важно сохранение здоровья — отсюда забота о себе и разнообразные хобби. Им нужно быть на виду и быть замеченным. Это поколение визуалов. «Игреки» охотно рассказывают о том, в чем участвуют и что видят сейчас. У них работает модель поведения: «увидел — расскажи в сетях, сообщи об этом в Твиттере, в общем, делай что угодно, только делись информацией массово».
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
Они выросли среди ярких образов и все время в движении. Потому идеальный офис для «игреков» — модное дизайнерское место, мансарда или подвал. Их привлекает внешняя яркость и необычность.
Еще одну особенность «игреков» давно заметили ритейлеры: им постоянно нужно делать выбор из предложенных опций (опять же как в игре). Купить ноутбук, наушники «своего» цвета, «подружиться» с товаром.
Это поколение живет в Инстаграме, они ценят возможность выложить необычный снимок, который выделяет их среди всех, привлечь к себе внимание и получить лайки.
И эту особенность «игреков»» используют руководители серьезных компаний. Например, в российском отделении Philip Morris один из корпоративных тренингов по лидерству назывался «Бизнес-тренинг на лошадях». Команды 30-летних менеджеров по продажам и маркетологов, в сапогах наездника и с ковбойскими шейными платками ярких цветов, живописными группами стояли на белом песке ипподрома и с восторгом разглядывали друг друга. Каждому предстояло выполнить ряд непростых задач: убедить скаковую лошадь перешагнуть препятствие, которого она боится, или идти рядом без всякой уздечки. Лошадь игнорирует слова и очень хорошо чувствует внутреннюю уверенность человека в том, что он хочет сделать, она чует лидера. К концу тренинга глаза горели у всех: необычно, ярко, немного страшно, и только у нас!
ИДЕАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО
«Идеальное рабочее место», как считает поколение Y, — то, где можно самому управлять своим рабочим временем. С боссом, который замечает каждое достижение и усилие, системой вознаграждений и возможностью немедленной материальной отдачи. В окружении тех, кого сам выбрал и с кем не скучно. И с горизонтами, которые ты когда-нибудь обязательно достигнешь. Скажите, вам это ничего не напоминает?